Мосгордума: Химкинский лес рубить нельзя!
10 апреля в Мосгордуме состоялся круглый стол по проблеме строительства дороги Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес, в котором приняли участие чиновники из числа заказчиков дороги, депутаты Мосгордумы, экологи, активисты общественных движений.
Выяснились новые факты из области законодательства, по которым строительство дороги по территории лесопарка невозможно в принципе.
Как пояснил Сергей Кельбах, гендиректор ФГУ «Дороги России» (заказчика строительства дороги) дорога Москва – Санкт-Петербург является федеральным проектом. При этом под саму дорогу в Химкинском районе планируется уничтожить 144 гектара леса – в пределах 100-метровой лесополосы длиной 8 км. Недавно состоялся конкурс на строительство дороги, тендер на строительство дороги выиграл консорциум «Северо-западная концессионная компания», возглавляет который французская строительная фирма Vinci. Сейчас идет подготовительная стадия строительства дороги, в частности перенос коммуникаций. Также он сказал, что никаких объектов капитального строительства возводить вокруг дороги их организация не предполагает, а «все вопросы по поводу 3-километровой полосы отчуждения под объекты инфраструктуры – не к нам, а к правительству Московской области».
При этом никто из подмосковных чиновников (ни правительство Московской области, ни депутаты Мособлдумы, ни химкинские чиновники) не явились на круглый стол, хотя их усиленно приглашали.
Елена Шеховецкая («Росавтодор») заявила, что существует экологическая экспертиза, которая согласовывает размещение дороги на территории Химкинского леса. В целом Шеховецкая высказала такое мнение, что прокладка дороги через лес только улучшит экологическую ситуацию в Химках и Москве. В то же время представитель Мослесхоза заявил, что материалы для согласования дороги через лес в их ведомство не поступали, и разрешения на вырубку леса Мослесхоз не давал и давать не планирует.
Сергей Митрохин (депутат Мосгордумы, фракция «Яблоко») подчеркнул, что постановление Громова и распоряжение Стрельченко о прокладке дороги через лес на тот момент, когда они принимались, являлись незаконными, а соответственно, не имеющими силу. (Лесопарки статьей 86 Земельного кодекса запрещается переводить в другую категорию земель). Чтобы узаконить проект, в марте 2009 года были приняты «коррупционные» поправки в Лесной и Земельный кодекс. Но, поскольку закон обратной силы не имеет, вся прежняя документация по дороге аннулируется, т.к. она строится на незаконных решениях правительства Московской области и администрации Химок 2005 и 2006 годов. Тем более что распоряжение Стрельченко о выборе варианта трассы через лес мэр Химок уже сам отменил.
«Лесные поправки явно носят коррупционный, заказной характер, - заявил Митрохин. – Они приняты специально, чтобы пролоббировать проект дороги через лес, но при этом ставят под угрозу все леса России».
Кроме того, Митрохин напомнил, что Мосгордума 16 июля 2008 года направила обращение к премьер-министру Путину с просьбой сохранить Химкинский лес, пересмотрев проект трассы Москва - Санкт-Петербург, и придать лесу статус особо охраняемой природной зоны.
С 1 января 2007 года принят новый Лесной кодекс, по которому защитные леса вокруг Москвы и других крупных городов отнесены к лесопаркам, где категорически запрещается строительство и вырубка деревьев, заявил Николай Козлов (движение «Царицыно для всех»). Даже с учетом последних «лесных» поправок строительство дороги по территории леса невозможно с юридической точки зрения, так как остаются 105-я статья Лесного кодекса, запрещающая сплошную рубку зеленых насаждений в лесах и зеленых зонах, независимо от категории земель, к которым они относятся. Также есть федеральный закон № 11 о порядке перевода лесных земель в другую категорию, по которому запрещается строительство объектов федерального значения в лесу, если есть другие варианты их размещения. Другие варианты прямо указаны в проектной документации трассы и отвергнуты по «технико-экономическим обоснованиям».
Однако чиновники Росавтодора, Мослесхоза и ФГУ «Дороги России» дружно сказали, что им ничего не известно о других вариантах маршрута дороги – в обход леса.
Андрей Маргулев (движение «Царицыно для всех»): «Вырубка деревьев и строительство в лесах запрещено законом, независимо от оттого, к какой категории относятся земли, на которых лес растет. Вопрос: зачем вы переводите земли Химкинского леса в другую категорию, если там все равно ничего строить нельзя?» Со стороны чиновников последовало гробовое молчание…
Евгения Чирикова, лидер Движения в защиту Химкинского леса, выступила, как всегда, эмоционально: «Химкинский лес – единственная для жителей Химок крупная лесопарковая зона в пределах досягаемости, единственное место отдыха. В Химках, где дымят заводы и шоссе, где мусорная свалка размером с город, где мы будем отдыхать, гулять, если вы уничтожите лес? Он ведь все равно погибнет, если даже по нему будет проложена только дорога. Вот письмо директора Департамента природопользования Москвы Леонида Бочина. Его ведомство категорически возражает против проекта в его нынешнем виде, так как он ставит под угрозу экологическое благополучие жителей Москвы. Лес уже пытались вырубить прошлым летом, в обход закона. Это заканчивалось потасовками, стычками рабочих с жителями, травлей собаками. Неужели наконец нельзя решить вопрос цивилизованно: построить тоннель, как под Серебряным бором, реконструировать Ленинградку, сделать над ней эстакаду?» Евгения продемонстрировала собравшимся лесной план Московской области, на котором территория Химкинского леса обозначена как «лесопарк». А на лесопарки распространяется режим строгой охраны.
В ответ Елена Шеховецкая (Росавтодор) начала говорить что-то насчет культуры поведения в лесу и уборки мусора. Экологи дружно подняли ее на смех.
В конце своей речи Евгения Чирикова напомнила о случившемся с Михаилом Бекетовым, химкинским журналистом, который также защищал лес и жестко критиковал администрацию Химок.
Алла Чернышева заявила, что сверхдорогой проект, цена которого совершенно немыслима в условиях кризиса – 6-7 миллиардов долларов, выглядит как пир во время чумы. «Этот экологически опасный, сверхзатратный и бессмысленный проект не может решить никаких транспортных проблем (ведь вокруг дороги планируется возвести огромный город). Он выглядит исключительно как попытка освоить огромные деньги. Шутка ли, цена километра трассы в несколько раз превышает цену тоннеля под Ла-Маншем! При этом варварски уничтожается природа – вопреки всем законам и здравому смыслу. Если мы посмотрим на Ленинградское шоссе, то увидим, что затруднения возникают только в каких-то отдельных местах. Вполне возможно реконструировать Ленинградку. При этом в условиях кризиса экономятся гигантские деньги и сохраняется уникальный лес».
Также защитники природы напомнили, к чему привело «решение транспортных проблем» путем вырубки Шереметьевского леса вопреки протестам общественности. Были потрачены миллиарды на железнодорожную ветку до аэропорта по лесу. И что в результате? Экспрессы ходят практически пустые, цена билета – нереальная. А лес вырублен!
В целом ни на одно замечание относительно нарушений законодательства чиновники не смогли ничего ответить. А Кельбах в конце заседания посетовал организаторам круглого стола на то, что они не предупредили их о юридическом характере беседы: «Тогда бы мы смогли как следует подготовиться». «А вообще, - добавил гендиректор ФГУ «Дороги России», - тема круглого стола «Ухудшит ли строительство дороги через лес экологическую обстановку?». Не понимаю, почему разговор все время велся не по теме».
Ведущий круглого стола, депутат Мосгордумы от КПРФ, подытожил: «Мы видим, что по целому ряду причин вырубка Химкинского леса невозможна. Она нарушает законодательство, вызывает протесты жителей, которые в условиях финансового кризиса могут предпринять энергичные действия для защиты своих прав. Поэтому проект требует пересмотра».
В конце защитники Химкинского леса пригласили всех присутствующих на публичные слушания по первому этапу строительства дороги – Бусиновской транспортной развязке. Они состоятся 21 апреля в 17.00 в мкр Левобережный на ул. Нахимова, 2 (лицей № 6). Состав участников открытый, необходимо взять паспорт.
Жители намерены выразить на слушаниях свой категорический протест в том случае, если проект трассы не пересмотрен в пользу сохранения леса.
11 апреля 2009